Нормативный правовой контекст основной образовательной программы, реализующей ФГОС НОО
Автор материала: Скрипова Надежда Евгеньевна, зав. Кафедры начального образования, к.п.н.Идеология федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), в котором помимо принципиально нового взгляда на духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, определения его как конвенциональной нормы – общественного договора, вводится новое понятие «основная образовательная программа». Данное понятие вводится через совокупность требований, обязательных при их реализации.
Темой нашего исследования является рассмотрение содержания понятий с точки зрения нормативного аспекта «образовательная программа», «основная образовательная программа», «структура основной образовательной программы», «примерная основная образовательная программа начального общего образования».
Значимость нашего исследования подчёркивается тем обстоятельством, что основная образовательная программа, проходит сквозной содержательной составляющей основных документов Стандарта, являясь одним из основных понятий Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон «Об образовании»), проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2010 г.). То есть, основная образовательная программа становится и моделью школьного образовательного пространства, и объектом стандартизации начального, основного, среднего (полного) общего образования.
Однако, в современной практике образования подобных документов (основной образовательной программы ступеней образования) нет и их разработка ранее не проводилась. В этой связи важным является определение места и функции основной образовательной программы в системе нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения Стандарта. Для корректного определения содержания основной образовательной программы и разработки соответствующей модели прежде всего необходимо оценить её контекстную рамку.
Обращаясь к истории вопроса, можно отметить, что со времени введения Закона «Об образовании» в толковании термина «образовательная программа» произошли изменения.
Первое. Дело в том, что термин «образовательная программа» присутствует в Законе «Об образовании» с 1992 года, однако в прошедший период произошли существенные изменения в его толковании. Законодательные истоки данного положения таковы, что в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 01 декабря 2007 г. № 309-ФЗ Статьей 1 вносятся изменения в Статью 7 (пп. 1, 4, 8) Закона «Об образовании» и устанавливается взаимосвязь федеральных государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ в следующем виде.
Зафиксировано понимание образовательной программы как компонента структуры системы образования Российской Федерации. Но это не все: теперь в Законе "Об образовании" (статья 8) четко указано, что система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. А также "сети реализующих их учреждений, органов, осуществляющих управление, объединений юридических лиц, общественных и государственных объединений, осуществляющих деятельность в области образования". Таким образом, понятие "образовательная программа" выделено как часть системы образования.
Второе. В статье 7, п. 1 Закона «Об образовании» указывается «В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего… образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
Также в данном законе отмечается «Федеральные государственные образовательные стандарты… должны обеспечивать:
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего… образования».
Измененной редакцией Статьи 7, п. 8 Закона «Об образовании» регламентируется, что «Федеральные государственные образовательные стандарты ... являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования».
Далее даётся представление о структуре основной образовательной программы: «Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к :
1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса».
Изложенное достаточно четко определяет место основной образовательной программы как главного нормативного документа, реализующего требования Стандарта.
Третье. Концептуально федеральный государственный образовательный стандарт теперь включает три группы требований к структуре, условиям их реализации и результатам освоения основных образовательных программ.
Это означает, что Законом «Об образовании» определяется рамочный характер Стандарта, так как в нём отсутствует содержательный нормативно-методический блок (обязательный минимум содержания образования), который определял бы деятельность школы в любом уголке нашей страны, тем самым охраняя единство ее образовательного пространства. Статья 7 Закона «Об образовании» лишь определяет «основную образовательную программу» в качестве структурного компонента федерального государственного образовательного стандарта.Четвёртое. Статья 9 Закона «Об образовании» подробно разъясняет, в чём состоит своеобразие и назначение образовательных программ: образовательная программа определяет содержание образования определенных уровней и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на «общеобразовательные и профессиональные», равно как на «основные и дополнительные». Следовательно, в соответствии с принятой в законодательстве классификацией уровней образовательных программ основные образовательные программы строятся для реализации и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которые являются их составной частью. Дополнительные образовательные программы строятся для реализации и в соответствии с федеральными государственными требованиями. Кроме того, к общеобразовательным программам относятся программы дошкольного, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, которым соответствуют три ступени общего образования.
Важно добавить, что основная образовательная программа направлена на решение задач формирования общей культуры, адаптации личности к жизни в глобальном обществе, на создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся, осознанного выбора направлений продолжения образования и профессиональной деятельности (статья 9, п. 2 Закона «Об образовании»).
Уместно возникают вопросы «Определена ли Законом «Об образовании» структура основной образовательной программы?», «Какой документ может являться основой для разработки основной образовательной программы?».
Структура основной образовательной программы введена законодателями в 2007 году «Основные общеобразовательные программы начального общего … образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» (статья 9, п. 6 Закона «Об образовании»). Данной нормой устанавливается структура основной образовательной программы. Раньше в тексте Закона «Об образовании» этого пункта просто не было.
Теперь рассмотрим вопрос, связанный с Примерными основными образовательными программами.
Пятое. Возникает утверждение: если образовательная программа объявлена частью системы образования и установлено, что она в себя включает, посредством каких структур реализуется, каким целям служит, то должен, по логике вещей, появиться и соответствующий документ с таким названием? Однако статья 14, п. 5 Закона «Об образовании» определяет, что «содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно» и далее определяется, что «Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами». Следовательно, Примерная основная образовательная программа начального общего образования и должна фактически являться основой, фундаментом основной образовательной программы образовательного учреждения, причём исполняя при этом функцию примерного, значит рекомендательного документа.
Рассматривая нормативные рамки примерной основной образовательной программы, отмечаем, что в Законе «Об образовании» в ст. 14 отмечается «уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности», а также «примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». То есть примерная основная образовательная программа это документ, консолидирующий школьное образование, обеспечивающий единство образовательного пространства страны и, в итоге, – достижение планируемых результатов ступени общего образования. Ответ очевиден, но такого документа пока нет у работников образования. Хотя Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (Примерная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М. : Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения)) рекомендована к использованию решением Координационного совета при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (письмо Минобрнауки России от 16 августа 2010 года № 03-48).
Более чётко, на наш взгляд, данная позиция определяется в новом проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2010 г.): «Примерные основные образовательные программы разрабатываются по заказу уполномоченных государственных органов исполнительной власти и (или) в инициативном порядке образовательными и научными организациями, объединениями образовательных организаций, общественными и государственно-общественными объединениями, иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования» (статья 20), а также указывается, что «программы проходят экспертизу и включаются в реестр примерных образовательных программ, являющийся общедоступным государственным информационным ресурсом».
В данном случае ведётся речь о системе регламентирующих норм федерального значения, о части системы образования страны, и установления, что она в себя включает, посредством каких структур реализуется, каким целям служит.
Шестое. В соответствии со статьёй 5, п. 2 Закона «Об образовании» государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Из этого следует, что деятельность (функционирование) системы образования должна быть направлена на реализацию государственных гарантий в области образования. Данный вывод позволяет говорить о том, что под государственными гарантиями следует понимать реализацию определенных основных образовательных программ за счет государственного (федерального и (или) субъекта федерации) бюджета. При этом данные образовательные программы должны соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам, которые включаются в их состав.
Далее необходимо рассмотреть один из существенных моментов. В статье 29 Закона «Об образовании» указывается, что финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях осуществляется посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ. Это означает, что происходят изменения в обеспечении финансирования в связи с введением Стандарта. Финансирование образовательных услуг автономных и бюджетных учреждений будет формироваться на основе государственных заданий для реализации основных общеобразовательных программ.
Рассматривая следующий нормативный правовой акт «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» мы находим следующие интересные для нашего исследования положения «основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся». Из этого следует, что в Стандарте чётко определена структура и основное наполнение основной образовательной программы начального общего образования.
Такова общая законодательная рамка основных образовательных программ ступеней образования по действующему законодательству.
Всё вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, официальным нормативным документом в образовательном учреждении, определяющим содержание образования определённого уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа ступени образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Именно основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федеральных государственных образовательных стандартов, а также становятся предметом как внешнего так и внутреннего контроля, оценки и мониторинга деятельности образовательного учреждения. То есть минимальной необходимостью для деятельности того или иного образовательного учреждения являются основные общеобразовательные программы тех ступеней образования, которые в нём представлены. Если образовательное учреждение имеет все три ступени школьного образования, значит образовательное учреждение должно иметь три основных общеобразовательных программ (начального, основного и среднего (полного) образования).
Во-вторых, основная образовательная программа ступени образования является ключевым документом, определяющим как организационно-управленческую, так и содержательно-деятельностную составляющие миссию образования для каждого конкретного образовательного учреждения. Она позволяет соподчинить входящие в нее учебную и внеурочную деятельность по достижению стратегической цели – раскрытию и развитию с их помощью человеческого потенциала каждого ученика и направленного формирования именно тех ключевых и иных компетентностей, которые представляются наиболее актуальными в социально-культурной и социально-экономической перспективе. При этом разработанная конкретным образовательным учреждением основная образовательная программа начального общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися тех результатов начального общего образования, которые соответствуют требованиям, установленными федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Следовательно, основная образовательная программа образовательного учреждения становится свободной формой гражданского контракта между обществом (т.е. родителями в лице общественного совета) и образованием (т.е. педагогическим коллективом школы) относительно развития тех или иных компетентностей учащихся. Она демократично и открыто фиксирует цели и содержание образовательной политики школы. Мониторинг выполнения такой программы и анализ ее результативности дают объективную и прозрачную критериальную основу для оценки вклада каждого педагога в учебные и внеурочные достижения детей и одновременно выступают как концептуальная и фактологическая база публичного доклада директора образовательного учреждения перед социумом-заказчиком. Эти обстоятельства жестко предопределяют факт наличия в школе работоспособного, компетентного и ответственного общественного совета, наделенного полномочиями участвовать в совместной с педагогическим коллективом разработке образовательной программы и оценке ее социальной (социокультурной) эффективности.